Диктанты в 6 классе

Для 6 класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные для тех, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Сокровища пирамид

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Ее строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(107 слов)            (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

 

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 (1 вариант);  

Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 (2 вариант). 

2. Выполните морфемный разбор слов:  царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант). 

3. Выполните морфологический разбор слова:

строили (1вариант), возводились (2 вариант).

 

Лотос

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжелой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивленных, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Но уже на четвертый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 (1 вариант);  

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов:  чудесный, произрастает, зонтики  (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).  

3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам II четверти

 

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошел пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошел мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы.

(112 слов)                                                                 (По В.Катаеву.)

 

Грамматическое задание

Задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Найдите в тексте

Выпишите 2 качественных прилагательных

Выпишите 2 относительных прилагательных

2

Морфологический разбор слова

серебряной

чистенькой

3

Морфемный разбор слов

велосипедного, телефонной

прямоугольном, традиционном

4

Синтаксический разбор предложения

Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе.

Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

 

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле. (94 слова)

 

Грамматическое задание

Задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Найдите в тексте

Выпишите 2 качественных прилагательных

Выпишите 2 относительных прилагательных

2

Морфологический разбор слова

глубокому

полна

3

Словообразовательный анализ слов

черно-изумрудную, зимнего

Холодный, юго-восточном

4

Синтаксический разбор предложения

Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

 

Контрольный диктант по итогам III четверти

Стихийные бедствия

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло вось­мисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем­ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч.4

В ты­сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней.4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. По­гибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (100 слов)

Грамматическое задание

1.  Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).

2.  Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем­ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч.  (1 вариант);

В ты­сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).

 

Подвиг Сталинграда

Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.4

Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными...4

Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом.

(100 слов)

Грамматическое задание

1.  Выполните морфологический разбор: второго (февраля)
 (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).

2.  Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными...  (1 вариант);

На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.  (2 вариант).

 

Весна

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов)

  Грамматическое задание

 1.  Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).

 2.  Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца  (2 вариант).

 3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант);

Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам учебного года

Тигрёнок

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигренок. Да-да, самый настоящий тигренок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы.  (110 слов)


Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия:

нагруженные3 (1 вариант); уставших3(2 вариант).

 2.  Морфемный разбор слов:  сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).

 3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);

Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).

 

Сердитые чайники


Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

Вы, любящие3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов)

 

Грамматическое задание

 1.  Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).

 2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой(2 вариант).

 3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);

Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам учебного года

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро.     

(111 слов)                                           (По В. Гаврилову.)

 

Грамматическое задание

 1.  Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).

 2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).

 3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);

У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).

 


Комментарии   

 
+13 # Макс 29.05.2013 11:25
Привет всем! Меня зовут Максим. Я учился в шестом классе. Мне на лето задали написать 24 диктанта. Один диктант - 1 стр. Я очень благодарен этому сайту, он мне очень помог с этим заданием.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-27 # АЙШАТ 26.06.2013 11:51
Нормально!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-2 # Наргизка 03.07.2013 18:12
Да, вам 24 диктанта, а мне 45! Вот какие учителя!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-5 # Фуад 11.09.2013 14:35
Этот сайт очень помог мне :lol: :lol: :D
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-2 # An 19.10.2013 15:53
Хороший, но не то, что искала :cry:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-8 # Бука 28.10.2013 13:34
Спасибо, выручили :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-3 # Сабинка 04.01.2014 18:43
Привет! Меня зовут Сабина! :lol: Я учусь в шестом классе, мне дали написать 65 диктантов, мне очень помог этот сайт!!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-2 # назрин 04.01.2014 20:38
Привет! Мне помог этот сайт.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Дарья 23.02.2014 14:03
:lol: :D :-) спасибки :D :lol: :-) :P :P
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Дарья 23.02.2014 14:04
А нам ничего не задают на лето :D :D :lol: :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Кристина 22.03.2014 13:19
Хороший сайт! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # юлия 24.03.2014 14:01
Спасибо большое!!! Вы мне очень помогли!!! Очень классный сайт, просто супер 8) :D :lol: :-) ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

<< < Апрель 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30